ВелоПутешествие по Псковским краям.

ВелоПутешествие по Псковским краям.

Пушкинские Горы

 

Часть 1. Вступительная

Я узнал, что у меня
Есть огpомная семья -
И тpопинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое -
Это все мое, pодное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!

Дороги, подобны бесконечно разматывающемуся клубку нитей, случайно выпавшему из коробки, с каждым поворотом они постепенно сплетаются, запутываются и завязываются в узелки, тем самым образуя причудливый узор, становясь то толще, то тоньше. Дернешь за какой-нибудь кончик узелка и он поведет тебя дальше и дальше. А иногда случается так, что все эти нити паутинки постепенно и незаметно сплетаются так, что превращаются в канат крепкой дружбы между тобой и твоим попутчиком. Так и эта поездка стала своего рода продолжением предыдущей поездки, поездки в Абхазию.

Почему именно Псковские края? У каждой поездки, даже у самой спонтанной и неожиданной, как мне кажется, должна быть цель – иначе никак. Даже если вы едете думая о том, что вы едете без цели и плана, куда глаза глядят и руль рулит, вы ошибаетесь, у вас уже есть цель – перемещение из точки А в точку Б. Изначально, было желание податься в страны Прибалтику, страны живописных городков и древних поселений, раскинувшиеся среди равнин, озёр, лесов, а также речных долин. Но так как у большинства членов нашей команды загранпаспорта были на стадии обновления, решено было остановиться на одном из ближайших соседей к Прибалтике – Псков и его окрестности – не менее красивейшем крае, крае озер и чистых рек, лесов и бескрайних лугов на холмах.

Дороги. Весь путь был весьма приятным, в 90% это асфальт, трафик машин невысок, не считая отрезка пути по трассе Е95 от Новгородки до Острова, и тот что был, к велосипеду относился с уважением, никто не подрезал, не сигналил и т.д., себя лично я чувствовал более спокойнее, чем на Абхазских трассах.

Погода. Забегая вперед, можно сказать, что с ней нам сильно повезло – за время всего путешествия был всего лишь один сильный дождь, в Пскове, перед тем как сесть в автобус на ПушГоры и уже на пути в Изборск, где пришлось постоять и подождать 5 минут, пока он не закончился. Не было ни холодов, ни сильных встречных ветров, ни пекла, что в итоге позволило в конечном итоге без сверх усилий завершить этот поход почти вовремя и в почти назначенном месте. Хотя теплого солнышка не хватало, но сравнимая с тем, что было в это время в Москве, можно сказать, что мы были на югах ;-)

Таким образом, отъезд был назначен на среду, одиннадцатого июня 2014 года, в 18.30…

Нитка маршрута: Псков — Пушкинские горы – Остров – Изборск — Печоры — Псков

Сроки похода: 11.06.2014. – 15.06.2014
ВелоПробег: 250 км.*
Пешком и рядом с велосипедом: 16,50 км.
Средняя скорость: 16,10 км/ч;
Максимальная скорость:   47,90 км/ч;
Общий набор высоты (вело): 1805 м;
Общий сброс высоты (вело): 1821 м;
Средний уклон: 8 %;
Максимальный уклон: 15 %;
Максимальная достигнутая высота на вело: 483 м;
Минимальная температура: +11 °C
Максимальная температура:   +21 °C

*Здесь и далее данные взяты из программ Endomondo, MountainBike от Runtastic и RunKeeper.
Расходы общие (расчет на 4-х) = 11135 руб. (2783,75 руб/чел)*:

- питание: 7383 руб. (где 3436 руб. – перекусы в кафе, 3947 руб. – продукты)
- транспорт: 1552 руб. (где 960 руб.+160 руб. – автобус и багаж по маршруту Псков-Пушгоры, 400 руб.+32 руб. – автобус по маршруту Печоры-Псков)
- достопримечательности: 2100 руб. (где 600 руб. – вход в Тригорское, 600 руб. – вход в Михайловское, 900 руб. – экскурсия по Псково-Печерскому монастырю)
- разное: 100 руб. – бензин для горелки.

*не учтены следующие расходы:

- проживание: 1705 руб. (комната на 3-х в отеле «Аватар»)
- дорога: 17928,80 руб. (где авиаперелет Москва-Псков от «Псковавиа» за 11460 руб. и 1250 руб. за багаж, поезд Псков-Москва за 4198,80 руб., плюс 1020 руб. за Аэроэкспресс) на 3-их чел. + 2599,60 руб. за 1 чел. (где 1200 руб. – автобус Москва-Псков, 1399,60 – поезд Псков-Москва).

 

Часть 2. Залетная

День 1 (11/06/14)

 

Результаты дня:

- маршрут: Москва — Псков
- пешийход: 2,5 км.
- велопробег: 14,15 км., набор высоты 151 м., сброс – 133 м.
(из них 5% пути – в гору подъем от 6 до 9%, 5% — под гору от 6 до 10%)
- ср. скорость — 13,20 км/ч, макс.скорость — 44,40 км/ч
- время в пути: 0 ч. 52 м.

Днем: Солнечно +20С, влажность 45%, ветер 31 км/ч ССВ
Ночью: Облачно +14С, влажность 68%, 7,0 км/ч СЗ

*** *** ***

Дорога. Способов добраться из Москвы до Пскова достаточно, как в советские времена, даже самолеты летают. Самый простой и дешевый — автобус. Такая поездка обойдется вам всего в 800 рублей и 14,5 часов пути в одну сторону. Самый демократичный и щадящий вариант – это поезд, где стоимость плацкарты составит от 1400 руб. и от 13 часов пути. Но мы выбрали самый изысканный способ – самолет. Какой бы способ вы не выбрали, расписание очень удобное – выезд/вылет вечером.

На полете настоял я, любитель этих действий, в плане полетов. А предстоящий полет сулил быть особенным, выделиться из всей сотни моих перелетов — первый полет в малый город России да еще и на легендарном самолете АН-24. По этим причинам и был выбран именно перелет, не в угоду желания дешевого переезда, а в угоду желания приключений и новых открытий. Да, не бюджетно, но оно того стоило. Поэтому 1/3 команды меня поддержала.

При предварительном бронировании билет обойдется вам в 2750 рублей в одну сторону (на рейсЛП1935 и по тарифу XABOW). Но купить прямо на сайте Псковавиа ничего нельзя. Нужно искать турфирмы, которые продают билеты или ехать в аэропорт Домодедово. Через Skyscanner я вышел на трех продавцов, через которых можно купить билет на этот рейс. После сравнения цен, оказалось, что самые дешевые предложения с учетом всяких комиссий и сборов, как ни странно, на сайте www.svyaznoy.travel. К сожалению, по самому дешевому тарифу оставался только один билет, два других обошлись с учетом скидки по 4200 руб. (без скидки тариф LOW: 4 600 руб.). Согласно расписанию, вылет из Москвы в 21:20, прилет в Псков в 23:20, т.е. 2 часа пути.

Итак, вечером 11 июня в 18:03, при отличном расположении погодных факторов и сдержанном расположении духа мы погрузились в Аэроэкспресс в Домодедово и начали наше путешествие.

19:15, аэропорт Домодедово. Пока ехали на Аэроэкспрессе, успели полностью упаковать велосипеды. К 4-му перелету с велосипедом руку в этом деле мы наконец набили. Остается дело за малым, сдать все в багаж. Что мы и делаем. В этот раз отделались малой кровью, все же у региональной авиации, в частности у «Псковавиа» ценник на дополнительные услуги куда более демократичен, нежели у «акул» авиабизнеса. Итого за 25 кг. перевеса мы заплатили 1250 руб. (50 руб. за 1 кг.), в «Аэрофлоте» мы бы заплатили за 1 место (23 кг.) 2500 руб. Процедура регистрации стандартная.

В 21:00 мы погрузились в автобус. Через 7 минут блужданий, мы оказались где-то в конце летного поля за колючей проволокой. Все в нетерпении увидеть то, на чем нам предстоит лететь. Автобус делает остановку и перед нами слегка недособранный Ан-24, сердце малость ойкнуло. По салону автобуса тут же прокатилась волна шуточек на эту тему. Через минуту мы снова трогаемся и подъезжаем уже к нашему «красавцу». На посадке всех встречал капитан судна, он заверил, что этот самолёт является одним из самых надёжных самолётов, в том числе и во всём мире. Хоть самолёт морально и устарел, но по безопасности он лучший. Верим ему и идем на посадку.

Этот рейс обслуживает старенький АН-24РВ с бортовым номером RA-47362. Если поискать информацию по его номеру, то легко узнать, что сдан в эксплуатацию этот старичок 6 июля 1977 г. То есть ему уже 36 лет! Ну и все что доступно взгляду пассажира в этом самолёте обладает сильным налётом прошлого века, века советского. Начиная с шаткой железной лесенки а-ля стремянка, с которой начинается посадка и заканчивая старыми потрепанными занавесочками на иллюминаторах.

Из неудобств можно отметить отсутствие полок для сумок над головой, т.е. рюкзак приходится ставить под ноги или под переднее сиденье. Димке в этом плане повезло больше – он летел один в своем ряду и рюкзак расположил вместо пассажира. У меня в иллюминатор был виден винтовой двигатель, который неслабо раскачивался, когда мы стояли разогревались и ждали своей очереди на взлёт. Но думать об этой раскачке было сложно, т.к. шум в салоне стоял такой, что уши заложило еще до начала взлета. Приходилось имитировать зевания, чтобы разложило уши, но помогало это только на несколько секунд. Интересно было наблюдать, как запускаются двигатели, как он юрко движется между своими молодыми иноземными собратьями, как прячутся шасси и шевелятся закрылки, особенно запомнилось пламя из двигателя при их запуске. Я впервые наблюдал момент отрыва от земли и как убираются шасси через иллюминатор.

Вылетели согласно расписанию. В небе самолёт вёл себя отлично. Он не «плавал» вверх вниз и не трясся. Если бы не шум в салоне, то полёт бы вообще не ощущался. Летели мы на высоте почти 4 км со средней скоростью 400 км/ч. В зону турбулентности не попадали. Весь полёт со взлётом и посадкой занял 2 часа 7 минут, почти как и было запланировано. За это время стюардесса успела раздать всем по сосучей конфетке и стаканчику с соком. Никаких горячих ужинов, хотя за такие деньги можно было бы и бутерброды организовать. Ноутбуки и планшеты были включены еще до начала полета, никто во время набора высоты и посадки, не просил их выключить.

Посадка также прошла очень незаметно, приземлились с небольшим опозданием в 23:27. Момент касания с землёй можно было ощутить по лёгкому толчку, но ничего пугающего в нём не было. В начале из самолета вышел экипаж, ну а затем и пассажиры. Всех, кто вышел из самолёта, встретила дяденька в форме и вывела куда-то к углу здания аэропорта к забору. Там он сняла замок с ворот с колючей проволокой наверху и раскрыл их. Затем сюда подвезли багаж, который разгрузили прямо на асфальт. Аэропорт уже был закрыт. Мы же получили свои велосипеды, как говорится, не отходя от кассы, т.е. сами выгрузили велосипеды из самолета, грузчики разрешили. Где и когда еще представится такая возможность. В обще еще раз подтвердил себе, что не зря немного разорились и полетели на этом «чудо-самолете», самолете-трудяге, самолете с душой! Если у вас будет выбор между поездом или полетом на Ан-24, если вы романтик в душе и искатель приключений, советую выбрать последнее, оно того стоит, тем более, что дни его сочтены. Как бы грубо это не звучало, но китайские птички вытеснили наших.

За 20 минут мы собираем наши велосипеды в боевую готовность и мчимся по ночному городу в отель. По пути заехали в магазин у ж/д вокзала, чтобы подкрепиться после дороги. Здесь обнаружили и ларек, где продают алкоголь после 9 вечера (да, именно после 21:00 на Псковщине его запрещено продавать). Купили краснодарского вина и покатили дальше. От аэропорта до отеля 6 км и 15 мин езды по спокойным ночным, удивительно чистым, улицам Пскова.

Отель. Это конечно большой минус в поздних прилетах, так как искать место для палатки уже поздно, в итоге приходится снимать номер, а это дополнительные расходы на дорогу. Но как говорится, за удовольствия надо платить. Что касается нашего варианта ночевки, он просто чудо: 1705 руб. за новенький номер на 3-х чел. Мы остановились в отеле «Аватар», который открылся в 2013 году. В деталях описывать отель не буду, все что сказано на сайте отеля и все что написано на booking.com – соответствует истине. От себя добавлю, что здание снаружи выглядит неказисто, обшарпанным (прим.: к нашему приезду начался ремонт фасадов), в общем соответствует своему местоположению – на границе промзоны. Сам отель располагается на 3-ем этаже трехэтажного здания. Но внутри все замечательно, не каждая 3* может похвастаться тем, что увидели мы. Номер у нас был без туалета и душевой, но просторный и очень уютный: новая мебель, постельное белье, ЖК ТВ. Туалет и душ на этаже, кабинок много (5 штук), большие, гель для душа имеется. Все чисто и аккуратно. Кроме все прочего, в холле есть куллер с водой. Проблема с комарами в этом году частично решили – поставили москитные решетки, правда не на каждом окне. Единственный минус для меня – отсутствие темных жалюзи или штор, так это время белых ночей, солнце встает очень рано и спать мне было сложно, когда солнечныетеплые лучи начинают щекотать глаза.

Что касается размещения велосипедов, то отелю принадлежит подвальное помещение, велосипеды можно размещать там. Дверь под замком. Мы же разместили велосипеды в столовой отеля на первом этаже, так как из-за праздника у них она не работала.

Пока заселились, намылись, да накушались на часах уже 2 ночи. Пора и на боковую. Завтра, а вернее уже сегодня — предстоит напряженный день в Пскове. Так что надо выспаться и с утра плотно покушать. Углубившись в потёмки подсознания, мы проспали до 10 утра.

Часть 3. Псков

День 2 (12/06/14)

Результаты дня:

- маршрут: Псков – Пушкинские Горы (Михайловское)
- автопробег: 120,50 км.
- пешийход: 4,80 км.(время в пути – 1 ч. 17 м.)
- велопробег: 42,98 км., набор высоты — 313 м., сброс – 349 м.
(из них 3% пути – в гору подъем от 7 до 10%, 3% — под гору от 7 до 12%)
- ср. скорость — 12,25 км/ч, макс.скорость — 47,90 км/ч
- время в пути: 4 ч. 35 м.

Днем: Облачно +19С, влажность 55%, ветер 3,0 км/ч ЗЮЗ
Ночью: Облачно +14С, влажность 98%, ветер 4 км/ч З, небольшие осадки

*** *** ***

На этот день у нас были большие планы – увидеть как можно больше за один заход. А посмотреть здесь есть что: Кремль, соборы, церкви, монастыри. На все про все было запланировано 3-4 часа, но как говорится, скоро сказка сказывается, дане скоро дело делается. На деле вышло все иначе. Решили не начинать завтрак и осмотр города без Вовки, который должен был приехать в 11 утра на автобусе. Поэтому все неспешно просыпались, парились в душевой, да переупаковывались, в общем, наслаждалисьблагами цивилизации в ожидании нашего четвертого велоколлеги.

В 11:25 мы наконец стартовали и направили наших боевых велоконей в центр города Пскова. Какое утро без хорошего перекуса! Первое с чего мы начали осмотр местных достопримечательностей были кафе и столовые, где бы было можно вкусно и недорого подкрепиться. Из тех мест, что нам посоветовал администратор отеля, сегодня не работало ни одно. После 20 минут поисков мы случайно наткнулись на столовую «Мельница», что напротив Псковского Крома (Кремля), на пл.Ленина, д.1. Велосипеды припарковали на площадке перед входом в столовую.

Вполне себе столовка, где можно по-быстрому перекусить на раз-два. Обстановка спартанская, кухонных запахов нет, тараканы по столам не ходят. Персонал быстрый и радушный. Непритязательно, но весьма вкусно и очень бюджетно, средняя сумма чека 300 руб. Сытые и осчастливленные, мы плюхнулись на своих велоконей поколесили на противоположную сторону. Первым пунктом был древний Кремль. Вход в кремль свободный вместе с велосипедом. Но решили велосипеды с собой не таскать и спокойно прогуляться, припарковали их у магазинчика за углом справа от центральных ворот.

Осмотрев кремль, я ненадолго завис у сувенирных палаток в поиске «украшения на полку», пройдя суровый кастинг, тарелочка была куплена.

Далее были Приказная и Поганкины палаты, Мирожский и Снетогорский монастыри.

В деталях описывать достопримечательности думаю, что не стоит. Информации подобного рода в интернете полно. Поделюсь только впечатлениями от увиденного.

Мирожский монастырь. Монастырь совсем небольшой, расположен в очень живописном и тихом месте при слиянии реки Мирожки и Великой. Со стороны монастыря можно полюбоваться видами на Псковский Кремль. От Кремля до монастыря 20-25 минут ходу или на автобусе №2. Очень интересна надвратная Стефановская церковь — туда нужно подниматься по деревянной лестнице. В главном храме все очень скромно — возможно, именно в этом и секрет его особой атмосферы тепла и уюта. Монахов, паломников и туристов почти не видно, кажется, что монастырь не жилой. На территории разбит тенистый сад с фруктовыми деревьями. Главная достопримечательность монастыря — Спасо-Преображенский собор с уникальными фресками 12 века, сохранившиеся почти на 80%. Это был первый каменный храм в Пскове, расписанный фресками. Храм не действующий, теперь это музей с входной платой в размере 200 руб. (что по меркам Пскова дороговато). Попасть в музей можно только в ясную погоду/с низкой влажностью. Это сделано из соображений сохранности фресок. Когда мы приехали, было облачно, в музей не пускали. Но пока гуляли, малость распогодилось и вход открыли, но нам уже нужно было ехать дальше.

Снетогорский монастырь. Монастырь расположен в 3,5 км. от центра города на Снятной горе, что на правом берегу излучины реки Великой. В данный момент это действующий женский монастырь, хотя когда-то он был мужским. Если вы не на велосипеде, то до монастыря можно добраться на автобусе №1, путь от вокзала займет 20 мин., но лучше сесть на него у моста через Пскову против входа в кремль и кинотеатра «Октябрь». Знакомство с этой достопримечательность у меня началось с маленькой стычкой с монашкой, которая прямо с порога прикрикнула на меня, т.к. я был в шортах. У меня даже и мысли не было одеть шорты перед входом, так как всегда мы без проблем завозили велосипеды на территорию, и уже там либо гуляли, либо одевали шорты, если оно того требовалось. В первый раз столкнулся с такой проблемой посещения святыни-достопримечательности. Я конечно понимаю, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят и надо подчиняться заведенным там правилам, порядкам, обычаям и т. п., но я никак не ожидал такого поведения со стороны монахини – строго и резко. Вернемся к монастырю. Главная архитектурная ценность – Собор Рождества Богородицы, с сохранившимися фресками 14 века, которые мы опять не увидели.

Очень эффектно смотрится храм, если спустится к подножию 14-метровой обрывистой стены, на который он расположен, но укрепительные сооружения смазывают всю картину. Как узнал позже, без этого никак, разрушение скалы началось в 1992 году и если бы не начали укреплять, скала со всеми постройками давно бы рухнула.

Спустившись с крутой монастырской горки и отдав на ходу должное великому Александру Невскому, монументу которой находится у Псковского озера, двинулись в сторону автовокзала, времени на посещение памятника уже не оставалось. На обратном пути мы объезжали Кремль с другой стороны, через Троицкий (Советский) мост, что соединяет центр Пскова(Псковский Кремль) с городским районом Запсковье. Здесь Кремль предстал перед нами в новом обличии, заслуживающем внимания объективов наших камер. С этого моста открывается хороший вид на Троицкий собор с крепостной стеной и «золотую» набережную по другую сторону р.Псковы. Внезапно стало темнеть и начал накрапывать мелкий дождик. Мы поспешили завершить нашу фотосессию и покатили на всех скоростях к автовокзалу. Где-то на полпути дождь разыгрался на полную мощь, но останавливаться было нельзя, последний автобус отходил в 18:00 и перспектива еще одной ночевки в Пскове или его окрестностях совсем не радовала, итак от плана малость отставали.

Кроссовки постепенно наполнялись водой, брюки тяжелели, и казалось, что даже время замедлило свойход, а полпути превращаются в бесконечный путь. По сторонам уже не смотришь, только перед собой и следуешь только одной цели, там где тепло и сухо, там где стены и крыша, на вокзал. Обгоняешь всех и каждого думая лишь об одном, как бы не поцеловать асфальт. Давненько у меня не было такой гонки.

В 17:37 мы финишируем на вокзале втроем, Сашку похоже куда-то смыло дождем. Слава богу искать его не пришлось, через пару минут появился и он. Потерял нас из виду и поехал по другому пути.

Оставив Санька с Вовкой на улице под навесом сторожить велосипеды, я с Димкой отправился на вокзал за билетами. Но не тут-то было, выяснилось, что на наш автобус билетов нет. Но вроде как бы, скоро приедет автобус из Питера и отправили нас к диспетчеру за деталями. Разыскав на втором этаже диспетчера, мы получили благие новости для нас и не очень для остальных пассажиров. Автобус из Питера до Пушкинских гор опаздывал на два часа. Аллилуйя! Но, билеты на него купить нельзя, только когда по приезду. С такими новостями мы вернулись к нашим. Решено было дождаться автобуса, а дальше уже действовать по ситуации. Запасной вариант – уехать на автобусе до Острова, а оттуда утром дальше.

Пока мы все выясняли и решали, дождь к тому моменту практически прекратился. Закупившись ватрушками в соседнем ларьке, мы решили обосноваться с нашими велосипедами на вокзале в ожидании автобуса. Меня удивило, что ни охранник, ни ожидающие пассажиры никто не возмущался нашей маленькой наглости. Да, еще меня удивило наличие Wi-Fi в зале ожидания ;) Так мы коротали время с ватрушками, кофе и ви-фи в ожидании автобуса. Долго ждать не пришлось, в 18:15 приехал автобус. И, о чудо, автобус был полупустым. Бегом за билетами и на посадку. А дальше снова удивление и восторг терпением и выдержкой псковичей: пока мы в течение 20 минут собирали и распихивали велосипеды по автобусу, никто и слова не сказал, даже пара мужиков помогли закинуть велики в конец автобуса, только контролер поторопил нас, а ведь автобус опоздал на 2 часа! Ну все, в путь!

Через 55 минут автобус сделал остановку в г.Остров, через который нам еще предстоит проехать. Всю дорогу лилдождьто мелкий, то как из ведра. В 20:33 мы прибыли дружной «скоростной» компанией в Пушкинские горы, где и был намечен основной старт нашего небольшого велопробега по псковщине. Дальше все по обычному сценарию: сборка велосипедов, поиск бензина и закупка продуктами. Как только мы готовы были выдвинуться в путь, дождь прекратил поливать и стало проглядывать солнце. Все складывается как надо.

В 21:40 мы взяли курс на Михайловское. Выезжаем на ул.Ленина и сразу за детским парком с героями из сказок Пушкина «Лукоморье» уходим на лево на дорогу Пушкинские горы-Блажи. Дорога хоть и асфальтированная и идет на спуск, но сильно по ней не разгонишься, так как асфальт по большей части сильно убит. Да и не нужно здесь разгоняться, как раз здесь надо ехать не спеша. Сразу за лесом сворачиваем направо в сторону деревушки Бугрово, поворот около каменного столба. Проезжаем Дом мельника и мельничный пруд и едем до конца дороги, до шлагбаума, где мы въезжаем на хорошо укатанную грунтовую дорожку, идущую через волшебный сосновый лес. На развилке, уходим направо. Если ехать прямо, то вы попадете на подъездную Еловую аллею, парадный въезд в Михайловское, она своего рода делит парк на две части — западную и восточную, ее протяженность — 250 м. Мы же въедем с другой стороны.

На всем пути нашему любопытному взору открываласьсовершенно невероятная, первозданная красота здешних мест: дорога, покрытая лужами послепрошедшего дождя и проходящая сквозь повисшую в воздухе легкую дымку и уводящая в самую глубь сказочного елового леса; дышащие свежестью поля и луга, где каждая травинка, каждый листочек, покрытые дрожащими каплями дождя, выпрямляются и сверкают в лучах заходящего солнца. Об этом даже сложно писать, хоть мысли и заполняют весь мозг, даже снять на камеру все это очень сложно, глазами видишь, а передать все ощущения очень сложно, это надо само ощутить и прочувствовать.

В усадьбу Михайловское мы прибыли в 22:20, конечный наш пункт в этот день. Проезд/проход через парк открыт до 23 часов. У входа в усадьбу нас встретил небольшой пруд с островом Уединения посередине. Далее, небольшой домик, похожий на сказочный, на самом деле оказавшийся зданием бывшего льнохранилища.Вокруг все очень красиво – сосновые леса, холмы и виды на Сороть и озеро Кучане. Мы долго крутились по аллеям, задерживаясь и фотографируя наиболее понравившиеся виды на фоне чарующего заката.

Последовав совету добродушного охранника, мы отправились в сторону моста через р.Сороть. Хорошо укатанная грунтовая дорога шла через великолепный сосновый лес, слева остались знаменитые “три сосны”, еще через несколько сот метров слева показалось тихое лесное озеро Маленец. На автомобильный мост через реку Сороть выбрались к 11 вечера. Как оказалось, берег на противоположной стороне реки весьма популярен у местных и приезжих рыболовов. Пришлось полчаса покружить вдоль берега, пока случайно нам не повезло и не освободилось местечко не далеко у моста, когда мы уже возвращались почти отчаявшись найти что-то приличное. Место отличное, с песчаным выходом к воде. А это такая редкость. К местным речкам и озерам, как мы уже поняли, не так-то легко подъехать, даже на велосипеде. Весь берег либо заболочен, либо зарос камышом и травой.

(Из рекомендаций по ночлегу на будущее, в сети рекомендуют озере около деревни Алтун, что в 15 км к востоку от Пушкинских Гор).

На часах уже 23:50. Еще не успевшие полностью ускользнуть белые ночи не дали наступить темноте, и мы спокойно поставили палатки и приготовили ужин. После пройденных и накатанных километров и многочасового нахождения на свежем воздухе ужинказался особенно вкусным.

В 2 часа ночи мы расползлись по палаткам и только мы улеглись, как разразилась гроза и полил дождь. И в этот раз мне было все равно, что там мокро и сыро, ведь в палатке то сухо, а в спальнике тепло. И от этого особенно тепло, что снаружи по палатке барабанит монотонный стук капель, постепенно уносящий тебя в царство грез. Я так люблю засыпать под дождь…

Часть 4. Поэзия Пушкинских гор

День 3 (13/06/14)

Результаты дня:

- маршрут: Пушкинские Горы — Остров
- пешийход: 5,20 км.
- велопробег: 82,12 км., набор высоты — 538 м., сброс – 549 м.
(из них 6,1% пути – в гору подъем от 6 до 15%, 6,7% — под гору от 6 до 15%)
- ср. скорость — 18 км/ч, макс.скорость — 43,3 км/ч
- время в пути: 4 ч. 56 м.

Днем: Переменная облачность +17С, влажность 70%, ветер 8,0 км/ч ЗЮЗ

*** *** ***

Этот день был посвящен велосипедным экскурсиям по Пушкинским местам.

Утром неторопливо собрались, накупались и в 13:45 выехали в направлении Тригорского, где находится довольно большая усадьба Осиповых-Вульф с парком. Правда, прежде чем туда попасть, нам немного пришлось поплутать. Мы ехали со стороны Михайловского, через Вороничи и как оказалось, дорога в Тригорское одна и как минимум, нам бы пришлось ехать через деревушку Шаробыки, а это крюк в 4 км., максимум – по Пушкиногорскому шоссе 7 км. Но спасибо таким же велотуристам, что нам попались по пути, подсказали как срезать путь. На выезеде из Воронич, сразу за кладбищем, за деревянной изгородью, идет тропинка в сторону церквушки на холме. В Тригорском мы, следуя вывешенным на входе правилам поведения, слезли с велосипедов, припарковали их на велостоянке, что напротив входа и отправились на осмотр усадьбы-парка. Лично мне это место очень понравилось, не меньше чем Михайловское. Больше всего здесь меня впечатлили баня с большой соломенной крышей, вековые дубы и вновь открывшиеся нам великолепные виды на глубокую долину реки Сороть. Зашли в сам дом-музей Осиповых-Вульф, экскурсию решили не брать, время не позволяло, да и небо стало темнеть. Поэтому взяли предложенный путеводитель и по нему быстренько осмотрели дом. Стоимость входного билета 200 руб.

По пути в Михайловское, заехали на Савкину горку, что в километре от усадьбы, там стоят найденные неподалеку древнерусские могильные кресты и небольшая восстановленная в 70-х годах часовня. Отсюда открывается широкий вид на долину, реку Сороть, озеро Кучане и усадьбу Михайловское. Это одно из мест, куда захочется вернуться, если, конечно, вы понимаете, о чем я.

Заехали к старой ветряной мельнице у небольшого озера и конечно же посетили Михайловское. Прогулявшись по имению, решили взять экскурсию по дому Пушкиных. Чуть не опоздали. Последняя экскурсия начиналась в 17:30. Стоимость билета 200 руб.

Рекомендую для тех, кто хочет более детально-виртуально познакомиться и «прогуляться» по здешним усадьбам, прочитать блог Марии Анашиной «Дорогами срединного пути».

Погода постоянно держала нас в тонусе и не давала расслабиться, по окружности гремело и ходили тучи, а над нами было солнце. Поэтому успели увидеть все что хотели и даже больше.

В целом же Пушкинские места содержатся очень хорошо – на территории всего заповедника мы не заметили хотя бы каких-нибудь следов бесхозяйственности или безграмотной деятельности – что радует. Приусадебные газоны и поля подстрижены и выкошены, нет диких зарослей, мусор как таковой отсутствует, нет никаких свалок. Я бы сказал, что здесь практически все идеально. Здесь все пронизано вдохновением, в каждом деревце, в каждом озерце, даже в окружающих и обволакивающих тебя запахах, во всем, что открывается твоему взору.

Что касается самого музея, то он на меня не произвел должного впечатления. На фоне красочных пейзажей за окном, он показался мне серым и отталкивающим. Все может потому, что этот дом, да и многие окружающие постройки — результат кропотливых восстановительных и бутафорских работ. Пусть и по рисункам, пусть и в точности согласно чертежам, но это место подкупает меня тем, чем же и пугает и отталкивает. Новизной, непорочной чистотой, какой-то удивительной стерильностью. Здесь практически нет аутентичных предметов из обстановки Пушкиных.

На часах уже 18:10, пора в путь, марш-бросок нам предстоит серьезный, порядка 80 км. Вроде не так и много, но на фоне предыдущих расслабленных дней, эти 80 км. надо проехать за 4 часа. По плану, мы должны встать на ночевку в районе городка Остров, иначе мы рискуем проехать мимо Печор.

Назад выезжали из Михайловского как раз через Еловую аллею и далее уже снова выезжаем на трассу к деревне.

Едем в поселок Пушкинские Горы. Здесь смотреть особо нечего, кроме, конечно, Святогорского монастыря, где похоронен Пушкин и некоторые его родственники. На могиле всегда лежат горы свежих цветов и горят свечи. Здесь и закончилась лирическая часть нашего пребывания в Пушкинских горах. Единственно место, которое осталось вне поля нашего зрения – Петровское, не успели, но есть желание еще вернуться в эти места, тогда и осмотрим Петровское.

Немного гнева, на счет торговли в Храмах. Этот монастырь не стал исключением, здесь так же бойко идет торговля фирменным сбитнем, пирожками и чаем. Православная церковь не стесняется ничего, такое чувство, что скоро здесь мы увидим особое «освещенное» пиво и арахис из «святых мест» в продаже.

Закупившись продуктами в «Магните», в 19:30 мы направили своих велоконей в сторону Острова. Путь по трассе Р-58 Новгородка-Локня весьма приятен, ровный гладкий асфальт и практическое отсутствие машин. Через 1 ч.5 мин. и 23 км. мы съезжаем на трассу Е-95. Отрезок пути от Новгородки до Острова уже не так приятен, так как дорога загружена и местами довольно сильно убита.

На одной из остановок случилась первая поломка, у Сашкиного велосипеда лопнул обод на заднем колесе и сильно протерлась покрышка. Выхода другого нет, продолжаем путь. Мы ехали быстро,не сбавляя темпа, на сколько это было возможным, и уже через 2 часа и 38 км. в 23:10 мы въехали в Остров.

Еще за несколько километров до города мы начали присматривать места, где можно встать на ночлег. Единственно что приглянулось, это озеро Гороховое, что в 8 км. не доезжая Острова. Немного отчаявшись, решаем спросить совета у местных. Из туманных объяснений здешних дам, мы поняли, что нам следует доехать до железнодорожного моста через р.Великая и уже там присматривать уединенное местечко. Что мы и сделали. Мы проехали мимо центра города (кстати сказать, очень симпатичный чистенький городок) и поехали дальше по новенькому асфальту на улице Освобождения до ж/д моста, где необходимо перетащить велосипед на ту сторону реки. Но и здесь оказалось, что мест чтобы встать практически нет – высокая трава, заросли, хотя вид с обрывистого крутого берега Великой открывался симпатичный. Поплутав по тропинке вдоль берега решаем встать у ручья, в том месте, где тропинка уходит в деревню. Место не самое плохое, но в общем спокойное и относительно уединенное. В 12 ночи встаем на ночлег.

Часть 5. Где-то на Острове и Между

День 4 (14/06/14)

Результаты дня:

- маршрут: Остров – Изборск
- пешийход: 1,00 км.
- велопробег: 74,88 км., набор высоты — 548 м., сброс – 508 м.
(из них 3,5% пути – в гору подъем от 6 до 9%, 2,5% — под гору от 6 до 9%)
- ср. скорость – 21,27 км/ч, макс.скорость – 41,10 км/ч
- время в пути: 3 ч. 52 м.

Днем: Переменная облачность +17С, влажность 87%, ветер 8,0 км/ч C

*** *** ***

Позавтракав, мы решаем вернуться в Остров и отремонтировать Сашкино колесо. Как-никак путь будет идти через маленькие деревеньки и шанс, что там будет какая-либо мастерская ничтожен.

Стартуем в 12:10. В городе местные дают наводку на вело-мото магазин STIHL (ул. 25 Октября, 12), где мы полностью меняем заднее колесо. После ремонтных работ решаем сразу и отобедать в кафе «Корчма» (Карла Либкнехта ул., 3), что за углом. На все про все у нас ушло 3,5 часа. Но раз уж мы здесь, решаем посмотреть на тот саамы остров что находится в Острове.

Когда мы выехали на висячий цепной мост через реку Великую, нам стало ясно, почему город носит такое странное название. Действительно, посередине реки расположился вытянутый тонкий остров, на котором возвышается старинная церковь, когда-то обозначавшая черту города. Кстати, сам мост, построенный в 1853 году по проекту инженера М. Я. Краснопольского и на торжественном открытии которого присутствовал царь Николай I, является единственным сохранившимся цепным транспортным мостом середины XIX векана территории России.

На островке находится старейшее каменное здание г.Острова церковь Николы Чудотворца (1542 г.) уникальность этой церкви в том что ее алтарь выходит не на восток, как во всех христианских храмах, а на север (многие археологи считают, что этим островичи подчеркнули, что они подчиняются своему старшему брату Пскову и Пресвятой Троице).

16:10. Быстро ознакомившись с местными достопримечательностями, мы возвращаемся на улицу Освобождения, далее по Фестивальной, которая затем переходи в трассу 58а-313 «Изборск-Остров». Наша цель на сегодня — как можно больше проехать и максимально приблизиться к Печорам и ночевка по плану под Изборском, город находится в 23 км от Печор, тем самым на завтра у нас остается хоть какой-то запас по времени на осмотр Печор.

Ехать по шоссе – одно удовольствие, то с ветерком катишься вниз, то с раскрасневшимся лицом забираешься наверх. Погода идеальная, ни холодно ни жарко, легкий ветерок и теплое солнце.

До чего красивые места на Псковщине! Леса сменяются полями, холмы и лугами, реки и озерами. А аисты вдоль дороги здесь встречаются так часто, как у нас гнезда ворон. Всю дорогу от Пушкинских гор до Печоры мы постоянно встречали аистов.

В 18:05 мы проехали Палкино и в 19:25 мы въехали в Старый Изборск. Городок мне сразу понравился. Здесь сразу бросается в глаза, что городок ориентирован на туристов: оборудованные паркинги, отреставрированный исторический центр, музейчики и сувенирные лавки, а главное – много двуязычных указателей.

Маленький чистенький городок, главная достопримечательность которого — Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск». На довольно большой территории расположена целая куча всяких интересных мест, на что можно и что стоит посмотреть. Прежде всего, Изборск знаменит своей средневековой крепостью. Сейчас она полностью отреставрирована. Вход на территорию платный – 50 руб., но после 18:00 – бесплатный. В юго-восточной части крепости, есть подъем на стену, с которой открывается красивый вид на окружающую местность.

Только было собрались двигаться дальше, выяснилось, что Вовка разодрал шину. Я с Сашкой отправился на «охоту» за продуктами к ужину, Димка с Вовкой приступили к операции по оживлению шины. Через полчаса продукты были добыты, велосипед починен и мы двинулись дальше.

После осмотра крепости, мы поднялись в Труворово городище, самое древнее укреплённое поселение Изборска – исток всего Изборска. Трувор был младшим братом легендарного Рюрика, которого Новгородцы пригласили к себе княжить в 862 году. С холма открывается живописный вид на всю Изборско-Мальскую долину.

Помимо крепости и городища, Изборск знаменит чудодейственными Словенскими ключами или ключами Двенадцати апостолов. Считается, что каждый из 12 ключей имеет свое название и дарует определенное счастье: Любовь, Силу, Богатство, Здоровье. Один из ключей имеет название «Девичьи слёзы». Но имён каждого ключа вам никто не назовёт – вы должны сами почувствовать их названия и определить какие ключи близки именно вам.

Итак, тропа, идущая со склона Труворова городища, через пару сотен метров привела нас к крутому асфальтированному спуску в при­брежную лощину Городиченско озера. Я был очень удивлен, что это не просто 12 ключей, а прямо таки множество чистейших водопадиков, бьющих из известнякового обрыва, которые затем, сливаясь в ручей «Река жизни», питают озеро. Кстати, на дне озера также есть многочисленные холодные ключи, отчего вода в озере никогда не бывает теплее 17 градусов.

Все это, да еще и на фоне красивейшего багрового заката, так нас затянуло, что вместо часа, мы здесь провели 2,5. Даже не хотелось уезжать. Совсем. Ну, прям никак не хотелось!

Вдоволь напившись из целительных источников, полюбовавшись красотой с причала и сделав несколько памятных фото, поднимаемся по крутому спуску и выходим на тенистую аллею, которая нас вывела на Одесскую улицу, а затем и к крепости, к башне Талавская (если продолжить путь по аллеи, то можно выехать к башне Луковка, что на другом конце крепости).

Заряженные «Рекой жизни» и вооружившись отличным настроением мы выехали из города только в 22 часа. Позади остался Изборск, предпоследнее культурное место на нашем маршруте, впереди – Печоры. Ну а пока, нам нужно проехать еще 8-10 км. Держим направление в сторону озера Утицкое (о котором тоже можно найти не мало легенд), с надеждой встать там на ночлег.

Проезжаем странные знаки «Внимание! Вы въезжаете на платную автодорогу!», но ни КПП ни пунктов оплаты не встречали. И вот мы подъезжаем к Утицкому озеру. На самом деле озеро это маленькое, вытянутое. С одной стороны к нему тесно подступает громада леса, с другой, со стороны трассы – высокий обрыв.

Сначала мы съехали по дорожке к лесной части озера, что в самом его начале. Песчаный пляж, даже дрова есть. Заманчиво, но рядом стройка с собакой. Решаем, что место не самое лучше (тут мы не ошиблись, рано утром там уже были машины с рабочими и еще рыбаки с лодками). Думали объехать озеро по лесу, но уже так стемнело, а лес такой плотный, стало жутковато, возвращаемся на трассу. Метров через 200 замечаем смотровую площадку. И правильно делаем, так как от нее вправо отходит дорожка к лесочку, с ровной полянкой и узкой тропинкой вниз. Местечко очень красивое, пусть сверху и слышен шум машин, но вид на озеро отсюда замечательный. Особенно это мы заценили с утра.

Далее все как обычно. Платка. Ужин. Задушевные разговоры под щелчки Вовкиных семечек. Разошлись по «койкам» опять в 2 ночи.

P.S. Если бы меня спросили, какую бы фотографию я выбрал как самую лучшую фотографию нашего похода я бы признал фотографию не на фоне какой-нибудь достопримечательности или красивой местности за спиной, я бы выбрал ту, где кадр получился смазанным, на плоту на здешнем озере, ту, на которой более довольных и благостных лиц больше мне нигде не встречалось. Вот так вот на нас произвело впечатление это место.

Часть 6. Галопом по Печорам и домой.

День 5 (15/06/14)

Результаты дня:

- маршрут: Изборск – Печоры – Псков – Москва
- пешийход: 3,00 км.
- велопробег: 35,82 км., набор высоты — 255 м., сброс – 282 м.
(из них 5% пути – в гору подъем от 8 до 15%, 6% — под гору от 7 до 13%)
- ср. скорость — 15,78 км/ч, макс.скорость – 40.70 км/ч
- время в пути: 2 ч. 27 м.

Утро: Переменная облачность +14С, влажность 56%, ветер 16,0 км/ч C
Днем: Облачно +17С, влажность 56%, ветер 7,0 км/ч C

*** *** ***

День начался с первого раннего подъема, быстрых сборов и даже без завтрака и небольшого марш-броска. В 9:00 мы выехали с места стоянки и уже в 9:40 мы уже сидели в Печорах в столовой «Скатерть-самобранка» и набивали свои велопузики.

Восполнив силы, отправляемся на осмотр Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Везде идеальная чистота и порядок. Повсюду благоухает зеленью. Все очень приветливы и добры. Сверкающие золотые купола и церкви. Все выглядит очень величественно, статно, но одновременно тепло, гостеприимно и уютно.

Задержались около ларька с экскурсиями, рассматривали карту-схему монастыря, здесь-то нас и подловил старушечий добрый голос: «Мальчики, купите у нас экскурсию, а мы присмотрим за вашими велосипедами». Долго думать не пришлось, с экскурсией у нас есть возможность насладиться сполна этим местом и узнать, чем же так прославился этот монастырь. Берем. Итого 1,5 часовая экскурсия с личным гидом обошлась нам в 700 руб. + 200 руб. чаевые, гид просто замечательный попался нам. Осмотрели монастырь практических со всех сторон, поприсутствовали на праздничной службе, попили святой воды из колодца с ручным насосом и в быстром темпе помчались на автовокзал.

Еще в глаз бросается здесь, так это смесь стилей — перемешаны эстонские коттеджи, сталинские малоэтажки, хрущевки и русские уездные домики.

В 12:45 мы выехали из Печор и через 1 ч.15 мин. прибыли в Псков. До поезда оставалось 1,5 часа. Решаем еще раз прокатиться вокруг кремля и закупиться продуктами на дорожку.

На железнодорожный вокзал Пскова мы приехали за полчаса до отправления. На упаковку велосипедов у нас ушло порядка 20 минут. Разборка велосипеда ограничилась снятием переднего колеса, крыла и педелей с одной стороны (можно было их и не снимать, так как в старых вагонах нет перегородок и 4 велосипеда спокойно помещаются в одном отсеке).

Здесь вот и закончился очередной наш поход. Позади было 250 километров, накрученных педалями, и несчетное количество ощущений, которые пополнили душевное состояние каждого из нас. Псков провожал нас залитым солнцем небом.

Вообще, Псковская земля оставляет крайне грустное впечатление своей бедностью и неухоженностью. Отдельные «оазисы» погоды, увы, не делают. Да и сам Псков оставляет противоречивое впечатление. Здесь очень много церквей, но для человека, не посвященного в тонкости псковского зодчества, все они, в общем, на одно лицо. В одних частях города дома отреставрированы и приведены к виду губернских 19 в., в остальных частях города некоторые дома сохранили свое неотреставрированное очарование, другие же наоборот находятся в плачевном состоянии.

Часть 7. Эпиложная-рекомендательная.

По снаряжению.

Комплект снаряжения стандартный: спальник (t комф = 10), палатка 3-ка, котелки 3 и 6 л, бензиновая горелка, комплект одежды (штаны (желательно с виндтстоппером), флиска, ветровка (способная противостоять сильному дождю), шорты, 3 футболки) — лично мне понадобилось всё), несколько комплектов шорт и мае. Бензина мы извели чуть больше полулитра.

По питанию.

Все закупали по мере надобности,

По навигации.

В основном пользовались приложением для iOS «MapswithMe». Как оказалось, здесь гораздо подробнее и детализированнее карта Псковской области, чем на Яндекс.Картах.

Выводы касательно маршрута. Считаю, что получился отличный насыщенный и главное, душевный, поход. Я много слышал о Псковских краях, но никогда там не был, хотя и жил рядом, в свое время и полученные впечатления превзошли самые смелые ожидания ! Там глаз не насмотрится, а рот — не надышится!

Пока ехал в поезде, уже на обратном пути домой, размышлял, что же и где же мне больше всего понравилось на Псковщине. Конечно, интересны были многочисленные церкви, понравились могущественный Псковский Кремль, памятник Александру Невскому и Древний Изборск с его крепостью. Но больше всего мне запали в душу – Гороодище и заповедные места Михайловского. Все-таки природные достопримечательности меня всегда трогают больше, чем исторические ценности.

 

Спасибо!
- всем участникам похода, Сашке, Вовке и Димке — без вас того, что получилось, просто не было бы!
- погоде за вполне приемлемую для велоезды, а также за минимальное количество дождей, вносивших свои коррективы в наше движение!

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • БобрДобр
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Блог Я.ру
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Сто закладок
  • Add to favorites
  • Digg
  • Live
  • Print
  • RSS

Ваш отзыв Это ваш шанс быть услышаным!

BlogMemes.ru Активный отдых. Пассажирские перевозки, байдарки, поход Крым, сплав на байдаркахACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых Яндекс.Метрика
Анализ посещаемости сайта Cила апдейта поисковой выдачи Яndex